ВМ-НФ Архівна версія
Нова платформа Шкільного Медіахолдингу "ВМ-НФ" 
http://zps19.at.ua/ (2018-2019 н.р.)

Рейтинг успешности

TOP-5

1 місце - Соляріс
2 місце - Дивосвіт
3 місце - Шкільна планета
4 місце - Ексклюзив
5 місце - Нью-Скіфія

Ведущий проект

Периодическое печатное издание - Журнал "Вестник Мечты". Недавно Вышел № 56! Читать >>>

Категории раздела

4-6 классы [39]
7-8 классы [29]
9-11 классы [55]

З 26 грудня 2016 р


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » По ту сторону экрана - 2017 » 9-11 классы [ Добавить статью ]

«Сюрреалистическое, неизменно человечное кино»

Гулякина Вера Валерьевна,
учащаяся 11 класса МБОУ «Родниковская школа-гимназия»
Симферопольского района
Республики Крым
Руководитель:
Бондарчук Анжелина Витальевна,
учитель русского языка и литературы

Работа на IV международный конкурс эссе и рецензий на заданный фильм «По ту сторону экрана»

Рецензия на фильм Ю. Ильенко «Родник для жаждущих»

«Сюрреалистическое, неизменно человечное кино»

Пересматривая фильмы, предложенные организаторами Международного конкурса эссе и рецензий по заданному фильму «По ту сторону экрана», в первый раз я не смогла досмотреть до конца фильм Юрия Ильенко «Родник для жаждущих» (Киностудия им. А. Довженко, ТО «Луч», 1965). Выключая ноутбук, даже представить не могла, что буду томиться недосказанностью этого «странного» фильма.

Ничего подобного я раньше не видела, думаю, в силу своего возраста. Работа Ю. Ильенко впервые была показана в ноябре 1987 года на фестивале украинского кино, который проводил в Запорожье киноклуб «Восхождение». Я родилась гораздо позже, воспитывалась на другом кинематографе. Поэтому случайная встреча с фильмом «Родник для жаждущих», предопределенная организаторами нашего конкурса, произвела (не побоюсь этого слова) ошеломляющее впечатление. Я вернулась к фильму и пересмотрела его дважды. Он обладает какой-то магической силой и притягивает внимание зрителя помимо воли. Чтобы понять смысл увиденного, стала собирать информацию, которая многое пояснила мне. Оказалось, что это первая, единственная и последняя картина советского и украинского кинорежиссера и сценариста Юрия Ильенко. Он получил возможность работать как режиссер благодаря отличной операторской работе над параджановскими «Тенями забытых предков» и приступил к съемкам в ореоле славы. Что же случилось? Почему дорога фильма к зрителю оборвалась, не начавшись? Существует легенда, согласно которой именно Сергей Параджанов на одном из застолий поднял тост за своего друга и его работу: «Огромная победа кино! Шедевр! Ну и что, что он антисоветский?». Эти слова определили судьбу фильма: им заинтересовались соответствующие органы. Очень скоро «Родник для жаждущих» был объявлен идеологически вредным и его единственная копия была смыта. Режиссер успел спасти пленку, но картина была обречена в СССР. И она была запрещена постановлением ЦК КП Украины. В постановлении Государственного комитета Украины по кинематографии от 10.03.1967 есть фраза: «Да, неопытность режиссера Ю. Ильенко привела к тому, что в фильме «Родник для жаждущих» были допущены идейные извращения, вследствие чего фильм не был выпущен на экран, а расходы в сумме 268,0 тыс. руб. списаны на убытки».

Что же особенного в «Роднике для жаждущих»? Во-первых, жанр фильма - поэтическое кино, кинопритча. Это новая, неканоническая форма для украинского кино. Уверена, что в жанре кинопритчи режиссера интересовала обобщающая сила, особый характер абстрагирования, предлагающий высокую меру условности, что позволяет наиболее полно воссоздать в кинематографических образах правду жизни. Исследуя поэтическое кино, многие кинокритики отмечают, что притчу трудно придумать, автор должен пережить и выносить в себе какую-то историю. Она должна созреть в нем. Притча является плодом человеческой души: формируя духовный мир человека, она дает ему возможность осознать себя и окружающий мир.

Режиссер же дает зрителю простор для обобщающих умозаключений, создавая образы, лишенные конкретных бытовых деталей и абстрагированных от исторических примет места и времени, выводит на понимание вечных проблем человеческого бытия. Поэтому я считаю, что «Родник для жаждущих» уместно назвать философской кинопритчей, в которой Ю. Ильенко подводит нас к осмыслению важных жизненных вопросов.

Еще одна отличительная особенность фильма «Родник для жаждущих»: он снят принципиально статистической камерой. Благодаря этому картина Ю. Ильенко – серия сверхизысканных графических композиций. Целый мир создается в границах одного кадра! Мир самодостаточный. И любое движение или панорама могут разбить самодостаточность этого мира. Можно предположить, что суть картины в поиске нового языка изображения. Я бы назвала фильм кинематографическим экспериментом, в основе которого увлечение сюрреализмом, характерного для украинского кино после появления трагикомедийного фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной» в 1963 году. Отсюда – балансирование героя на грани сна и реальности, воспоминаний и происходящих событий, «монтажные скачки», навязчивые повторения фантомных изобразительных мотивов (колодезный сруб, родниковая вода, постоянно меняющиеся люди у колодца), крупные планы и монтажные перебивки делают сюрреалистическое кино вызывающе метафоричным.

Фильм Юрия Ильенко «Родник для жаждущих» метафоричен от начала до конца. Старый колодец с чистой родниковой водой, утоляющей жажду путников в степи, которую завоевывают пески, - источник жизни человека. Главный герой, одинокий старик Лев Сердюк, переживающий о судьбе засорившегося колодца, - хранитель жизни и смерти, выступающий против смерти и забвения.

Неординарный сценарий Ивана Драча (украинского поэта и сценариста) насыщен метафорическими образами и лаконичными поэтическими символами.

Одиноко живется старику Льву Сердюку. Один сын погиб на войне, другие дети разъехались кто куда, заняты своими делами, не приезжают его навещать, о могиле матери совсем забыли. А колодец, который обеспечивал чистой, вкусной водой все село, зарос. И тогда Сердюк решил сколотить гроб и умереть. Но невестка, ожидающая ребенка, вызвала всех и спасла свекра. Старик разобрал гроб на доски и, очистив колодец, починил ими надколодезный сруб…

Главную роль в картине Ю. Ильенко сыграл известный украинский актер Милютенко Дмитрий Емельянович, фильмография которого насчитывает 42 работы и 42 проекта. Ему и посвящен фильм «Родник для жаждущих». Уверена, что неслучайно для создания образа Льва Сердюка был выбран именно этот актер. Дмитрий Милютенко участвовал в съемках фильма в возрасте 66 лет. Значит, большой жизненный опыт, пережитое и прочувствованное талантливым актером позволило ему мастерски показать трагедию одинокого старика, прожившего жизнь и оказавшегося никому не нужным. Роль сыграна прекрасно. Кстати, фильм поразил меня тем, что он практически немой. Это тоже не случайность. Дмитрий Милютин умер, как только закончились съемки. Ю. Ильенко посчитал невозможным заменить его неповторимый голос дубляжом. Очень мало слов звучит с экрана. Но они и не нужны. Взгляды, жесты, мимика актера гораздо больше говорят о переживаниях его героя, нежели долгие монологи. Изображение говорит само за себя. Сидит старый Сердюк в хате, а в глазах тоска. На стенах пожелтевшие фотографии - свидетели бурной, насыщенной жизни главы большого семейства, любящего мужа и отца. Выходит Сердюк на улицу и выносит свое одиночество в степь, которую все больше завоевывают пески. Нет от них спасения! Смотрит старик на покосившийся колодезный сруб, и больно от того, что сруб напоминает его самого: забытого, одинокого, старого. А память будоражит воспоминаниями о временах, когда был молодым, счастливым, когда строил дом, растил сыновей и ждал с фронта…Прожитая жизнь чередою картинок проходит перед ним, еще больше ранит сердце. Но, наверное, и сам Сердюк не знает, что лучше: забыть или вновь переживать прожитое. Воспоминания и реальность смешиваются в сознании старика, и все чаще и чаще появляется рядом с ним любимая жена.

Соломию в этом фильме сыграла Лариса Валентиновна Кадочникова, которую называли любимой актрисой Сергея Параджанова. Говорят, что художник Илья Глазунов однажды был покорен ее выразительными черными глазами. Не могу не согласиться с ним. Взгляд красивых глаз актрисы в фильме, наполненный нежностью и любовью к мужу, подрастающим детям, успокаивающий и завораживающий, пленяет зрителя. Каждый раз, когда в фильме появляется молодая Соломия, старый Сердюк меняется. Думаю, так часто приходит любимая жена в воспоминаниях, потому что был счастлив с ней герой и она очень дорога даже после смерти.

Отличная актерская пара – Дмитрий Милютин и Лариса Кадочникова – сумели передать авторскую идею о ценности любви, крепкого супружества, необходимости создания семьи как основы человеческой жизни и продолжения жизни. Ведь только от отчаяния, оставшись один, Сердюк делает гроб и ложится в него умирать раньше срока. Нельзя человеку оставаться одному! Моральное преступление - бросать старых родителей! Не поняли этого дети главного героя. Они останутся в моей памяти жестокими и бессердечными! Невозможно представить себе, что отец, вырастивший нескольких детей, никому не нужен. Невестка, чужая кровинушка, переполошила и вызвала сыновей в деревню. И сидят они за столом в родительском доме, и жалеют, что пропала путевка, что оторвали их от работы, побеспокоили… Разве это самое главное? Но еще кощунственнее их отношение к матери. Те эпизоды, когда большое семейство пытается найти на кладбище могилу родной матери (!!!), вызывают у меня гнев и негодование!

Значит, много лет не были здесь! Значит, много лет не навещали старика-отца! Вот она, сыновняя благодарность! Ходят по кладбищу сыновья Сердюка со своими маленькими детьми и не задумываются, что ждет их такая же обреченная на одиночество старость. Оставляют венки на чужих могилах… И больно ранят человеческая жестокость и безразличие…
Так о чем же «странный» фильм Юрия Ильенко «Родник для жаждущих? Я думаю, о жизни человека, о горестях и радостях, счастье и трагическом одиночестве, о семейных ценостях, об отношниях родителей и деетй. И, конечно же, о продолжении жизни на Земле! Не зря в последних кадрах фильма невестка Сердюка, собирающая разбросанные яблоки, чувствует приближение родов.

Фильм и о том, что каждый из нас несет ответственность за происходящее в мире. Изменяется климат, исчезают сады и леса, наступает пустыня, вымирают села, пустынно становится на Земле. Виноваты в этом мы, люди! Но еще страшнее, что пустеют наши души и сердца и с каждым десятилетием все меньше и меньше в них остается места для милосердия и гуманности. Вот об этом «странный», цепляющий за душу фильм Юрия Ильенко.

Категория: 9-11 классы | Добавил: (09.04.2017) | Автор: Гулякина Вера Валерьевна
Просмотров: 340 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

landmarks

Проверить текст на соответствие информационному стилю - очистить от словесного мусора >>>

Перевірити текст - знайти можливі помилки >>>

Эссе и рецензии "По ту сторону экрана - 2018"

Выпуски газет

Січень 2018: Кристалл, Луч солнца, Феникс, Нью-Скифия, 220V - next, Искорка, Эксклюзив, Шкільна планета, Максимум адреналина, Орео, Солярис,

Спец-випуски - "Mediaschool - 2018" Промінь сонця, Іскорка, Дивосвіт,

Лютий 2018: Дивосвіт, Кристалл,

Березень 2018: 21 век, Нью-Сити, Луч солнца, Кристалл, 220V-next, Эксклюзив, Максимум адреналина, Искорка, Шкільна планета, Орео,

Квітень 2018: Нью-Скифия - эко-выпуск, Луч солнца, Кристалл, Дивосвіт, 220V-next, Искорка, Феникс, Максимум адреналина, Эксклюзив, Солярис

Поиск по сайту

Друзья сайта

  • Новости ПШП

    Наш опрос

    Какие социальные медиа Вы используете в работе?
    Всього відповідей: 54