ВМ-НФ Архівна версія
Нова платформа Шкільного Медіахолдингу "ВМ-НФ" 
http://zps19.at.ua/ (2018-2019 н.р.)

Рейтинг успешности

TOP-5

1 місце - Соляріс
2 місце - Дивосвіт
3 місце - Шкільна планета
4 місце - Ексклюзив
5 місце - Нью-Скіфія

Ведущий проект

Периодическое печатное издание - Журнал "Вестник Мечты". Недавно Вышел № 56! Читать >>>

Категории раздела

4-6 классы [39]
7-8 классы [29]
9-11 классы [55]

З 26 грудня 2016 р


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » По ту сторону экрана - 2017 » 9-11 классы [ Добавить статью ]

“Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт”

“Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт”

Когда выбита почва из-под ног,
остаётся только лететь.
Иначе придётся падать

Когда тебе семнадцать лет, мир кажется волшебной сказкой, наполненной удивительными превращениями и чудесами. Только успевай радоваться и восхищаться! Мы, подростки, на каждом шагу попадаем в паутину разнообразной информации. Бывает сложно отличить истинные ценности от поддельных, не пойти на поводу у толпы, отказаться от соблазна попробовать то, что предлагают и навязывают другие. Именно в такой ситуации оказывается и главный герой кинофильма “Клетка для канареек” Виктор. Сложный подросток с неукротимым темпераментом, который попал в дурную компанию и после проигрыша в карты совершил бессмысленное преступление, чувствует себя запутавшимся в жизни и потерянным. Он мечется по многолюдному вокзалу, словно насильно запертая в клетке птица, и ни в ком не находит поддержки. Случайная встреча с такой же несчастной девушкой Олесей, которой, как и Виктору, так же одиноко и неуютно среди людей, кардинально меняет его взгляды. Душа ершистого паренька, действительно, похожего на запертую в клетке канарейку, постепенно оттаивает, очищается, наполняется жизнью. На холодном вокзале в сумбурную ночь встретились два одиночества: гонимый желанием всё забыть и уйти от проблем Виктор и ушедшая из дома из-за непонимания матери и домогательств отчима Олеся. Коротая дни и ночи на вокзале, девушка надеется встретить здесь своего отца, который, как ей кажется, получив телеграмму дочери, должен примчаться на этот крик души. Но отец все не едет, а милиционер на вокзале добросовестно выполняет свой долг… Подростки утомлены, напуганы, подавлены и лихорадочно ищут выход из сложившейся ситуации.

Главным мотивом киноленты «Клетка для канареек», воплощённой в 1983 году талантливым советским режиссёром Павлом Чухраем, являются мотив поиска подростками выхода из жизненного тупика, в который, словно в клетку, загнали их сложные обстоятельства. И сама жизнь, какая она есть, с её трудностями, мечтами и надеждами воплотилась в этих молодых людях. За одну только ночь, проведенную на холодном провинциальном вокзале, покинутые всеми подростки смогли рассмотреть друг в друге самое важное – родственные души, глубоко несчастные и одинокие. Правда, сами они ещё не в состоянии до конца понять, что для них по-настоящему важно. Виктор рвётся в Ригу, наивно полагая, что можно убежать от угрызений собственной совести, терзающих его при одной только мысли об ограбленных им стариках, о которых напоминают ворованные фотокарточки - возможно, самое дорогое, что было в жизни у этих незнакомых ему людей. Олеся же ищет спасение в загадочном юноше, которому звонит из телефона-автомата, наталкиваясь всякий раз на стену непонимания и равнодушия.

Павел Чухрай дал фильму говорящее название, превратив «Случай на вокзале» в «Клетку для канареек». Поначалу этот символ читается лишь буквально. В завязке киноповести Виктор совершает бессмысленную кражу, вынося из квартиры стариков клетки с канарейками, а «дружки» парня равнодушно выбрасывают их в реку. Клетка с ее голосистыми обитателями оказывается в воде, птицы явно обречены на гибель. Немного позже и Виктор с Олесей придут к пониманию того, что мир вокруг них - это та же клетка, из которой им так хочется вырваться на волю, чтобы порхать, как свободные птицы. Но дверца закрыта, и водоворот событий все глубже поглощает их: Олеся узнает от матери о том, что отца давно нет в живых, а Виктор понимает, что поступил, как последний подлец и ему никогда не забыть эти детски-наивные улыбки людей на фотокарточке. И ряд других, не менее пронзительных деталей подкрепляет эту трагическую образность – свисток, куртка в клетку-решётку, которую герой вывернет наизнанку, словно пытаясь вырваться из этого жизненного «плена». Символичен и сам вокзал, на фоне которого развиваются основные события. Он ассоциируется с дождливой осенью, тёмной ночью, с безысходностью и с неприкаянными пассажирами, у которых невозможно найти ни понимания, ни поддержки.

Благодаря талантливому режиссёрскому решению, фильм содержит немало тонких намёков на те стороны советской действительности, которые не принято было выставлять на всеобщее обозрение: например, спекуляция билетами, перевозка контрабандных товаров, злоупотребление служебным положением. Не проходит мимо внимательного зрителя и резкий мазок Павла Чухрая на случайном, мгновенном эпизоде, когда демобилизованный солдат с повреждённой ногой с трудом выбирается из вагона прибывшего поезда. Камера буквально на несколько секунд задерживается на палке, на которую опирается солдат, но этого достаточно: так режиссёр заостряет внимание зрителя ещё на одном существенном, но, увы, малоприятном факте из далёких 80-х. Эпизод разворачивается на фоне свадебного кутежа, бравурной зарубежной музыки, серой повседневности и унылого быта, и ещё острее становится понимание трагедии: пока одни веселятся, другим чудом удалось уцелеть в страшном аду – Афганской войне. Но солдата встречают вокзале любящие родные, и это также контрастирует с судьбами Виктора и Олеси, которых не ждет здесь никто.

Стоит отметить блестящую игру молодых киноактёров. В первую очередь это неподражаемый Вячеслав Баранов, снявшийся к тому времени в таких известных кинокартинах, как «Приключения в городе, которого нет», «Тимур и его команда», «Расписание на послезавтра», «Карнавал», «Приказ: перейти границу», и очаровательная Евгения Добровольская, для которой роль Олеси стала дебютной. Сыгранные ими герои отличаются юношеской непосредственностью, эмоциональной наполненностью, сильным темпераментом.

Профессионально подобран и музыкальный фон. Фильм начинается мелодичной, грустной песней в авторском исполнении поэта-барда Вероники Долиной. Звучащие рефреном строки
Я вчера была бескрылой,
А сегодня полечу
вселяют надежду на то, что герои непременно обретут крылья и смогут разорвать сеть опутавших их проблем. Этими же словами и завершается фильм, что придаёт киноработе кольцевую композицию и отражает фабулу событий. Олеся понимает, что её отца уже не вернуть, а ей самой надо продолжать жить дальше. Надо жить, надо верить, пусть не всё складывается, как хотелось… ”Но все-таки... все-таки впереди - огни!..”

Однако, несмотря на кажущийся оптимизм, эта забытая кинокартина и сегодняшнему зрителю рвёт душу на части. Особенно исполнен трагизма её щемящий финал, который не укладывается в рамки стереотипного мышления и поэтому ошеломляет зрителя. На протяжении всей картины я с интересом наблюдала за тем, как зарождается юношеская симпатия Виктора к Олесе, как он делает робкие шаги навстречу новым отношениям. Но чуда не происходит, и каждый из подростков идёт своим путём: Олеся - домой, а Виктор - в отделение милиции. На мой взгляд, ключом к развязке стали убеждения Олеси, решительно прозвучавшие в одном из диалогов:
-Понимаешь, в тебе нет музыки… В каждом человеке должна ... звучать музыка. А в некоторых людях её нет… Не знаю почему.
-А в тебе-то самой она есть?!
-Есть, я каждую секунду её слушаю, а если она кончится, я…умру.

Поразительно, что после встречи с этой удивительной девушкой и сам Виктор наполняется музыкой, правда, это пока лишённая гармонии музыка, которую сам юноша выдавливает из милицейского свистка, желая для себя возмездия за содеянное.

Безусловно, «Клетка для канареек» - психологически мощный, тяжёлый фильм, особенно для подростков. Во время просмотра этой психологической драмы у меня невольно на глаза наворачивались слёзы, а в конце нахлынули смешанные чувства. Фильм поражает своим глубоким подтекстом и мощным воздействием на зрителя. В этой киноленте я увидела подростковые поиски себя, своего жизненного пути, принципов, на которые можно опереться.

При этом фильм напрочь лишён ложного пафоса, не содержит нравоучений и нотаций, но всякий, кто посмотрит его, извлечет для себя важные жизненные уроки, и я рекомендую посмотреть его всем! Ведь как гласит одна жизненная истина, ”за усвоенными уроками жизни непременно следуют перемены”.

Категория: 9-11 классы | Добавил: (25.04.2017) | Автор: Щербацевич Анастасия Сергеевна E
Просмотров: 323 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/10
Всего комментариев: 2
avatar
1
1
Автор - Щербацевич Анастасия Сергеевна,11 «А» класс , 17 летРеспублика Беларусь,Брестская область, г. КобринМедиапедагог - Елизарова Жанна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
avatar
1
2
14 лет, 9 класс
avatar

Форма входа

landmarks

Проверить текст на соответствие информационному стилю - очистить от словесного мусора >>>

Перевірити текст - знайти можливі помилки >>>

Эссе и рецензии "По ту сторону экрана - 2018"

Выпуски газет

Січень 2018: Кристалл, Луч солнца, Феникс, Нью-Скифия, 220V - next, Искорка, Эксклюзив, Шкільна планета, Максимум адреналина, Орео, Солярис,

Спец-випуски - "Mediaschool - 2018" Промінь сонця, Іскорка, Дивосвіт,

Лютий 2018: Дивосвіт, Кристалл,

Березень 2018: 21 век, Нью-Сити, Луч солнца, Кристалл, 220V-next, Эксклюзив, Максимум адреналина, Искорка, Шкільна планета, Орео,

Квітень 2018: Нью-Скифия - эко-выпуск, Луч солнца, Кристалл, Дивосвіт, 220V-next, Искорка, Феникс, Максимум адреналина, Эксклюзив, Солярис

Поиск по сайту

Друзья сайта

  • Новости ПШП

    Наш опрос

    Сколько времени в день Вы проводите за интернетом?
    Всього відповідей: 47