ВМ-НФ Архівна версія
Нова платформа Шкільного Медіахолдингу "ВМ-НФ" 
http://zps19.at.ua/ (2018-2019 н.р.)

Рейтинг успешности

TOP-5

1 місце - Соляріс
2 місце - Дивосвіт
3 місце - Шкільна планета
4 місце - Ексклюзив
5 місце - Нью-Скіфія

Ведущий проект

Периодическое печатное издание - Журнал "Вестник Мечты". Недавно Вышел № 56! Читать >>>

Категории раздела

4-6 классы [39]
7-8 классы [29]
9-11 классы [55]

З 26 грудня 2016 р


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » По ту сторону экрана - 2017 » 9-11 классы [ Добавить статью ]

Музыка в душе

Музыка в душе

Детей нет, есть люди
Януш Корчак

Переходный возраст, вероятно, один из самых сложных этапов в жизни человека. Именно в этот период обостряются все чувства, эмоции бьют через край. «Почти взрослый» пытается найти себя в этой жизни, самоутвердиться. Очень часто одной из форм самоутверждения является протест. У кого-то явный и открытый, а у кого-то запрятанный в самых недрах души. Взрослым проблемы подростков могут показаться несерьёзными, а протесты – глупыми. Но порой за, казалось бы, очередной истерикой, побегом из дома скрывается гораздо более веская причина, чем просто подростковый бунт.

Все эти мысли навеял мне фильм советского режиссёра Павла Чухрая «Клетка для канареек», снятый по мотивам пьесы А. Сергеева «Случай на вокзале». Главные герои—парень и девушка, абсолютно противоположные как по социальному положению, так и по взглядам на жизнь. Их встреча была абсолютно случайна, но тем не менее неизбежна.

Витя играл со своими «друзьями» на желание. Удача была не на его стороне. Желание у его друзей было отнюдь не пустячное: мальчик был обязан ограбить выбранную победителями квартиру. Витя заходит в квартирку, принадлежащую двум старикам. Его внимание привлекают многочисленные клетки с канарейками. Одна из клеток падает, освобождённая канарейка пытается безуспешно вылететь через окно.

Победители-оборванцы радуются наживе, два мальчика перекидывают друг другу клетку с канарейкой. Может, внешне Витя и выглядит как они, но он совсем другой, чуждый этому обществу. Несмотря на сложное детство, безотцовщину, у него была добрая, не лишённая совести душа. Он смотрит на веселье своих друзей и не понимает его. Ему стыдно за совершённый поступок, но у него не было выбора: «закон дворовой чести» превыше всего.

Даже когда юных преступников начинают преследовать дворники, Витя застывает как вкопанный. Он видит, как летит в воду клетка с ещё живой канарейкой, он видит, как стремительно убегают друзья. И лишь крик «Хватай того, в клетчатой куртке», пробуждает в нём инстинкт самосохранения.

Мальчик бежит на вокзал с целью уехать в Прибалтику, но ему не хватает злосчастных 3 рубля. Там-то и происходит судьбоносная встреча. Витя встречает молчаливую девочку, сжимающую в руках поводок, вся она как будто бы овеяна какой-то тайной. Он просто не мог пройти мимо и попытался в свойственной ему «дворовой» манере завести с ней разговор.

Однако это была птица другого полёта, предпочитающая не вступать в контакт. Когда он попросил у неё 3 рубля, она ответила категорическим отказом. Он не привык легко отступать, проявил настойчивость, в ответ ему девочка дунула изо всех сил в свисток. Подбежал милиционер, однако она не хотела подвергать своего нового знакомого опасности. Она была очень умна и, вероятно, понимала, что у него могут быть некоторые проблемы с законом. Она сделала вид, что свистела не она, а на вопрос, не видела ли она мальчика в клетчатой куртке, лишь покачала головой. Нет, Витя ошибся, это была не простая боязливая девчонка. Видимо, именно поэтому ему захотелось узнать её ещё лучше.

Олеся, так звали девочку, на вопрос милиционера, что она здесь делает, ответила, что ждёт рижский поезд. Это было не враньё, она действительно ждала поезд, причём не первый день.

Девочка была из достаточно обеспеченной семьи, но была несчастлива. Её мать 4 года тому назад развелась с отцом и теперь живёт с дядей Володей. Для Олеси же отец значил очень много, она считала, что жива до сих пор только благодаря папе. Когда она была совсем ребёнком, её одолела тяжёлая болезнь. Она не чувствовала боли, ей только хотелось закрыть глаза и заснуть. Она бы так и сделала, но пришёл отец и сказал: «Доченька, если ты захочешь выздороветь, то выздоровеешь, главное—не засыпай». И она не заснула. Он был близким для неё человеком, всегда понимал её. И теперь, когда у Олеси появились проблемы, она рассчитывала на его помощь. Девочка отправила телеграмму и ждала его прибытия.

Олеся и Витя. Такие разные, но, тем не менее, успевшие стать если не друзьями, то точно хорошими приятелями за этот короткий срок. Мальчик доверил ей свою тайну, потому что видел в ней надёжного друга, ну и, конечно же, потому что она ему нравилась, а он не мог быть неискренним с близким ему человеком. Он спрашивал у Олеси: «Слушай, а тебе не противно со мной, я же вор?» Она лишь отрицательно качала головой. Мальчика мучила совесть, он хотел быть достойным этой светлой, чистой девочки и не мог.
--Ну вот, чисто теоритически, ты бы могла за меня выйти замуж, любить, там?
--Нет.
--Чего?
--В тебе нет музыки.
Этот диалог надолго запал в душу Вити. Музыка, злосчастная музыка. Почему она есть даже у милиционера, а у него нет? Чем он хуже?

На мой взгляд, тут-то девочка и ошиблась. Была в нём музыка. Были в нём честь и достоинство. Когда она всё-таки дала ему 3 рубля, он заявил, что если это из жалости, то ему подачки не нужны. Он пожертвовал своей мечтой ради неё: пропустил свой поезд, дожидаясь, пока Олеся договорит с мамой. Однако он был вознаграждён за это доверием девочки. Она рассказала ему истинную причину своего ухода из дома. На самом деле, это не был простой подростковый бунт из-за того, что мать променяла отца на чужого дядю или за недостаточного внимания со стороны всё той же матери. Нет, всё было куда серьёзней. Олеся просто побоялась рассказать это своей маме, и поэтому примерила маску сложного подростка. Всё дело было в том, что дядя Володя начал приставать к девочке, она отбилась, но видеть, а уж тем более находиться с этим человеком в одном доме не могла. Она ждала отца, ждала его как помощника и спасителя. Однако он не приехал. Вите были чужды её переживания, ведь он рос без отца, но тем не менее мальчик проявлял максимальное участие в делах Олеси. Он предложил авантюру: поехать самой к отцу в Ригу. Девочка сомневалась, как же так? Бросить учёбу и без вещей и денег уехать в новый город. Она колебалась, но Витя был человеком решительным. Хочешь увидеть отца, так поезжай. Он уговорил проводницу провезти Олесю без билета и побежал за девочкой. Но та вновь общалась с матерью. Последняя была действительно очень обеспокоена проблемами дочки и просила ей всё рассказать. Но Олеся сказала: «Мам, я уже взрослая и уезжаю к отцу в Ригу». Лицо матери вмиг изменилось, однако в нём не было ни тени гнева, скорее, в нём читалось отчаяние. Ей пришлось открыть страшную тайну: отец Олеси год назад умер от сердечной недостаточности. Так для девочки исчез последний лучик, настала тьма. Она задыхалась от рыданий. А Витя успокаивал её как мог.

Пытался отвлечь, привести личный пример. Да, это было неумело, зато искренне. Он во второй раз оставил свою мечту ради Олеси. Ведь он обещал никогда не бросать её и всегда быть рядом. А вот Олеся не обещала. Она села в троллейбус со своей мамой и уехала, в принципе, у неё не было выбора. Слишком многое держало её в родном городе, в отличие от Вити.

Однако она не поняла, что оставила слишком большой отпечаток в душе юноши. Он не уехал. Мальчик решил доказать, что есть в нём музыка. Он засвистел что есть мочи в тот самый Олесин свисток, и, когда к нему подбежал милиционер тихо сказал: «Арестуйте меня: я совершил кражу».

Мальчик был той самой канарейкой в клетке, и ему было суждено, как и ей, утонуть. Как он ни старался носить куртку наизнанку, клетка взяла своё. Зрителю становится безумно жаль паренька, но это его выбор. Выбор, который очистит его совесть, закалит, сделает лучше. Витя понял, что люди везде одинаковые, что нет смысла вечно скрываться, бежать в Прибалтику.
Фильм окрашен в серые краски. Затянутое тучами небо, грязный вокзал. Время от времени появляются на этом сером полотне и яркие вкрапления, но они не способны изменить суть картины, и чаще всего своим контрастом ещё более усиливают серые краски. Например, мы видим радость людей встречающих своих родных, близких. Их сияющие глаза, смех, улыбки. Но тут камера переводится на печальное лицо девочки, в глазах которой вместе с отходящим поездом тухнет последняя надежда.

Хотелось бы подметить и то, что главная героиня невольно провела параллели между собой и заплаканной телеграфисткой. Милиционер, её брат, объяснил, что девушка «влюбилась в какого-то лохматого, он её бросил, а сейчас слёзы, сопли». Первое, что мне бросилось в глаза, – это внешняя схожесть двух девушек, потом мы узнаём историю про «лохматого», и окончательно убеждаемся в их схожести. Но не бывает двух одинаковых историй. Я не думаю, что Витя бы её бросил. Другое дело, что сама Олеся не испытывала к мальчику такой привязанности.

Несмотря на то, что фильм увидел свет в 1984 году, проблемы, поднятые в нём, остаются актуальными и сегодня. Проблема морали и нравственности рассматривается на примере духовного возрождения Вити. Он изменился, сделал так, чтобы и в нём зазвучала музыка, без который жизнь не жизнь, а лишь жалкое существование. Кроме того, поднимаются проблемы падения моральных устоев взрослых: сейчас также ведётся активная борьба с педофилией и насилием. Как и в далекие 80-е, сегодня не менее остро стоит проблема недоверия детей к своим родителям. Если бы между девочкой и её матерью существовали доверительные отношения, она не боялась бы открыть ей правду, не примеряла бы на себя маску трудного подростка. Почему же не было доверительных отношений? Мать и дочь утратили связывающую их духовную нить. Мать делала всё для материального благополучия: вкалывала дням и ночами – шила для знакомых и незнакомых. Отец девочки не стремился идти вверх по карьерной лестнице, он радовался тому, что у него было. Это разорвало союз с женой, но усилило духовную связь с дочерью.

Весь фильм основан на идее первой любви, светлой и чистой. Не было ни одной сцены поцелуя, было лишь сильная эмоциональная связь, подчёркивающая духовность, а не материальность, что так несвойственно современным фильмам про подростков. На мой взгляд, этот фильм является семейным. Как мать, так и дочь, как отец, так и сын могут увидеть в нём себя, отголоски своих собственных проблем и переживаний.

Фильм не является романтической утопией, он реален. Да, сначала зритель корит девочку за то, что она бросила друга, не сказав ему даже своего имени. Однако на самом деле кто из нас смог бы бросить всё и уехать с едва знакомым человеком в чужие края? Конечно, здесь остро звучит мотив предательства, ведь Олеся могла оставить Виктору хоть какие-то координаты.

Однако её предательство открыло Вите путь к искуплению. Кто знает, может, в будущем они встретятся и тогда смогут быть на равных, может, тогда она услышит звучащий в душе мальчика оркестр?

Категория: 9-11 классы | Добавил: (25.04.2017) | Автор: Голод Елизавета E
Просмотров: 213 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 1
avatar
0
1
Автор - Голод Елизавета Викторовна,11 «А» класс , 17 летРеспублика Беларусь,Брестская область, г. КобринМедиапедагог - Елизарова Жанна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
avatar

Форма входа

landmarks

Проверить текст на соответствие информационному стилю - очистить от словесного мусора >>>

Перевірити текст - знайти можливі помилки >>>

Эссе и рецензии "По ту сторону экрана - 2018"

Выпуски газет

Січень 2018: Кристалл, Луч солнца, Феникс, Нью-Скифия, 220V - next, Искорка, Эксклюзив, Шкільна планета, Максимум адреналина, Орео, Солярис,

Спец-випуски - "Mediaschool - 2018" Промінь сонця, Іскорка, Дивосвіт,

Лютий 2018: Дивосвіт, Кристалл,

Березень 2018: 21 век, Нью-Сити, Луч солнца, Кристалл, 220V-next, Эксклюзив, Максимум адреналина, Искорка, Шкільна планета, Орео,

Квітень 2018: Нью-Скифия - эко-выпуск, Луч солнца, Кристалл, Дивосвіт, 220V-next, Искорка, Феникс, Максимум адреналина, Эксклюзив, Солярис

Поиск по сайту

Друзья сайта

  • Новости ПШП

    Наш опрос

    Сколько времени в день Вы проводите за интернетом?
    Всього відповідей: 47