Максимов Алексей Алексеевич,
учащийся 7-А класса МБОУ «Родниковская школа-гимназия»
Симферопольского района
Республики Крым
Руководитель:
Бондарчук Анжелина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Работа на IV международный конкурс эссе и рецензий на заданный фильм «По ту сторону экрана»
Эссе по фильму В. Соколова «День солнца и дождя»
«Вот как бывает!»
Жизнь каждого ребенка может быть интересной и насыщенной, а может быть сложной и непредсказуемой. Так говорит моя бабушка. Этими же словами с небольшим уточнением я хотел бы начать эссе по фильму Виктора Соколова «День солнца и дождя», снятому на киностудии « Ленфильм» в 1967 году.
Школьная жизнь каждого ребенка очень интересная и насыщенная, но иногда - сложная и непредсказуемая. Вот эта непредсказуемость сюжета и привлекла меня в советском художественном фильме, снятом пятьдесят лет назад и рассказывающем об одной школьной истории. Когда начинал смотреть «День солнца и дождя», с грустью думал, зачем смотрю безнадежно устаревший за пятьдесят лет фильм. Но уже очень скоро грусть моя развеялась и я с интересом стал следить за разворачивающимися событиями.
В основе сюжета - история, поместившаяся в один день. История о том, как прогуляли уроки двоечник и отличник. Как же так получилось? Очень просто. Правда, весьма оригинально.
До тех пор, пока разгорался конфликт между двоечником Кроновым и отличником Мухиным, все было очевидно. Да, как-то так складывается, что отличники и отличницы обособленно живут в классах. Хотя вспоминаю отличников из моего любимого 7-А и смело могу сказать, что они надежные товарищи. Не раз выручали меня в сложной ситуации с домашними заданиями и на контрольных работах, и я им благодарен за это! Думаю, вы меня понимаете! Но вот ребята почему-то недолюбливают отличников! И поэтому спор на уроке физкультуры между мальчишками, план наказания, который разрабатывает Кронов, – все это обычно для детей нашего возрасНо я даже не предполагал, что ребята подружатся. День, когда они прогуляли уроки, сблизил их и сделал настоящими друзьями. У меня нет сомнений, эта школьная история станет началом настоящей мужской дружбы. Я смотрел фильм и понимал, что ни в коем случае нельзя судить о ребенке по его оценкам. Хулиган и двоечник Алексей Кронов оказался замечательным парнем. Он гораздо практичнее и лучше знает жизнь, чем его одноклассник-отличник. Кронов честный, добрый, веселый. Заряжаешься его энергией и оптимизмом. Поэтому-то Коля Мухин так легко и поддался на провокацию и ушел гулять по дождливому Ленинграду. Все приключения, показанные в фильме, навсегда останутся в памяти героев и зрителей. И неудачное посещение кинотеатра, и покупка таза для стирки белья в магазине «Пассаж», и пребывание в коммунальной квартире Кронова, и участие в съемках на «Ленфильме», и праздничный ужин в маленьком ресторанчике сделали этот день необыкновенным. Для отличника Мухина это был день познания того, о чем не написано в школьных учебниках. Я смотрел на этого чистого, аккуратного мальчика в очках и понимал, что ничего подобного в его жизни не было. За этот день он не только приобрел верного друга, но и повзрослел. Из ответственного ученика, не на шутку расстроившегося от того, что прогулял контрольную по математике, в конце фильма он превращается в самостоятельного подростка, с уверенностью спрашивающего маму по телефону: «Почему ты решила, что я не могу просто так прогулять уроки?». Этот герой буквально меняется на моих глазах, прикасаясь к той взрослой жизни, которая была ему еще не известна. Коля искренне сочувствовал Алеше, когда узнал, что мать давно бросила семью, а у сестры проблемы с отцом. Чуть позже на студии он заступился за пожилую актрису и потребовал принести ей извинения. И уж совсем все стало мне понятно, когда мальчик рассказал Алеше сказку о разбившемся о скалы дельфине! Конечно, не было у этого умного, исполнительного подростка друзей. И жил он в классе одиноко, и многого в этой непростой жизни не знал. А вот Мухин (очень ему симпатизирую!) взрослый не по возрасту. Таким сделали его обстоятельства. Но, общаясь с Колей, Алеша не показывает своего превосходства. Он тоже доволен общением с одноклассником, с которым еще вчера конфликтовал. И в течение дня я увидел веселого, щедрого, доброго мальчишку, у которого почему-то не ладится с учебой в школе. Зато он способен на жертвенный поступок: это на его копеечные сбережения ребята устраивают праздник души. Это двоечник Кронов отказывался участвовать в съемках, когда не хотели брать на студию его нового друга. Значит, Алеша был ответственным человеком и не мог бросить Колю, сбежавшего с ним с уроков. Очень неплохой человек этот двоечник Кронов!
День в дождливом городе с необычными и обычными событиями стал днем начала дружбы таких разных мальчишек. Но ведь жизнь непредсказуемая, а школьная жизнь особенно… Почему эти ребята с полярными интересами, разным жизненным опытом и разными взглядами на жизнь не могли подружиться? Так сложились обстоятельства в этот дождливый ленинградский день, и они стали хорошими друзьями. И не страшно, что завтра надо будет объясняться с учителями по поводу прогула и оправдываться! Ведь сегодня был необыкновенный день в жизни ребят! А в руках Коли Мухина остался яркий и очень дорогой рыжий апельсин - символ дружбы и солнца, которого, кстати, в фильме я так и не увидел.
Фильм закончился. Я был очень доволен тем, что посмотрел его. Оказалось, за пятьдесят лет, прошедших со дня создания этого художественного фильма, изменилось многое во внешности школьников и учителей, в программах и учебниках, интерьере учебных кабинетов и архитектуре Ленинграда и других российских городов. Но вот отношения детей в школе, истоки школьной дружбы, особенно мужской, остаются прежними. Не изменилась ценность настоящей дружбы, без которой не может жить ни один человек!
Да, вот как бывает в жизни! Снятый в прошлом веке художественный фильм «День солнца и дождя» не потерял своей актуальности и в наше время!
 |