РЕЦЕНЗИЯ Жизнь «Фукусима» - проблема без срока давности.
Ален де Алле – бельгийский документалист, автор фильма «Чернобыль навсегда», воплотил в жизнь свой ещё один экологический проект «Добро пожаловать на Фукушиму». Этот фильм о чудовищной катастрофе на АЭС в Японии. Он потряс зрителей своими смелыми, правдивыми высказываниями о проблемах глобального масштаба, которые утаивались от людей. В фильме говориться о том, что человек, пытаясь создать более комфортные условия для своей жизни, создал страшное оружие, которое может обернуться против него. Техногенные катастрофы в Чернобыле и Фукушиме тому доказательство. В этом нельзя обвинять учёных, создававших АЭС, или строителей. Виноваты мы сами, потребляя с каждым днём всё больше электроэнергии, тем самым давая причину для создания электростанций. Автора очень беспокоит проблема экологии в мире, как он сам утверждает: «У атома длинная жизнь, у людей короткая память»1. Именно по этому Ален де Алле в рамках этого проекта встречался с учёными, которые проводили исследования не только в Фукусиме, но и в Чернобыле. Режиссер небезразличен не только к атомной теме, но и к судьбам людей в чрезвычайной ситуации. Автор говорит: «Я был тронут тем, что эти учёные плакали, когда разговаривали со мной (об аварии)».[1] Злободневность темы обусловлена тем, что, с каждым годом, количество заводов, электростанций и многого другого, что губит не только окружающую среду, но и собственную жизнь, становится всё больше. Все помнят о последствиях аварии на чернобыльской АЭС, но мало кто знает, что на Фукушими топлива в реакторах в 4 раза больше. Длительность работ на электростанции в Японии, ученые оценили в 40 лет, а вероятность того, что произойдёт землетрясение в 9 балов в течении следующих четырёх лет – 70%. Сложно переоценить актуальность проблем поднимаемых автором, на примере раннее происходивших событий в Припяти, мы можем видеть, что все самые страшные последствия техногенных катастроф проявляются лишь современем. Ужаснее всего то, что радиация для людей незрима и неощутима, поэтому бороться с ней сложнее всего, а если оставить это без внимания, то пострадаем не мы, а наши потомки. Уже сейчас мы можем наблюдать, как экологические проблемы влияют на здоровье людей, в особенности на новое поколение: увеличилась смертность детей, в несколько раз возросло количество болеющих хроническими заболеваниями, появилось множество новых, устойчивых к медицинским препаратам, вирусов. Всего этого не было до появления различных заводов, электростанций, нефтедобывающей промышленности и много другого. Автор уделяет большое внимание не только катастрофе – как части истории жизни человека, но и происходящим в это время изменениям в жизни людей и государства. Поражает то, с каким спокойствием о столь ужасных событиях говорит СМИ и правительство. Они уверяли людей в том, что последствия радиации они могут переждать дома. Что на самом деле – не правда, ведь она не оседает как пыль, её нельзя просто вытереть. Радиация неощутимо проникает в тело человека, я проявляется, только спустя несколько поколений. Страшно то, что никто не сказал об этом людям. Нельзя сказать, что мы пережили катастрофы в Чернобыле и Японии, потому что время полураспада радиоактивных веществ, используемых на АЭС, в среднем составляет 24 тысячи лет, но за это время распадётся только половина атомов, и все эти года радиация будет уничтожать нас и наших детей. Актуальность данного проекта ещё в том, что автор в этом фильме рассказывает о фактах, которые утаивались или не сообщались населению. С целью показать информированность людей о последствиях аварии и влияние радиоактивных излучений, Ален де Алле берёт интервью у жителей близлежайших к электростанции городов. Результаты потрясают сознание: люди, чья деятельность не связана с работой в данной сфере, думают, что дома они надёжно защищены от радиоактивных излучений, исследования проводимые местными учёными – не публикуются, так как правительство не заинтересованно в этом, дети же, не могут ответить на вопрос: «Что такое радиация?» В фильме на первый план выходят судьбы людей, их жизнь, работа, будничные проблемы, семья, до и после 11 марта 2011 года. Политические проблемы в государстве, реакция правительства на чрезвычайную ситуацию. Очень важным моментом в фильме является монтаж историй из жизни людей с происходящими изменениями в городе: праздник рыцаря, рыболовство, сёрфинг, что до аварии было неотъемлемой частью Минамисома. Этот город стал одним из центральных объектов фильма, так как он находится всего в 120 километрах от АЭС Фукусима. Героями этого фильма стали не только политики и работники электростанции, но и дети, и взрослые, которые раньше не имели ни какого отношения к АЭС. Всех этих людей не связывает между собой ничего, кроме цунами и аварии. Оценивая работу в целом, нельзя не отметить его эмоциональность, благодаря которой , зритель, во время просмотра, в полной мере испытывает все те чувства, горе и переживания, что и главные герои. Важную роль в фильме играют диалоги, особенно – «Общение Daisuke Kamijo с лесом», разговор о «ядерном» кари. Они передают эмоциональное состояние людей после катастрофы. Важным аспектом в данной работе является музыка, которая помогает передать то настроение и обстановку, в которой оказались герои фильма. Существенным недостатком в фильме было расхождение, в некоторых моментах, изображения с закадровым текстом. Также нормальному восприятию мешали обрывки диалогов, так как они не несли никакой не смысловой, не эмоциональной нагрузки. Этот фильм я рекомендую к просмотру всем, небезразличным к проблеме экологии, людям. Он не оставит никого равнодушным, заставит задуматься о том, что мы делаем с нашей планетой и своей жизнью. Поможет переоценить ценности, обратить внимание на то, что эта проблема – среди нас. Я считаю, что этот фильм не должен остаться без внимания зрителей, потому что у, тех проблем, которые поднимает автор, нет срока давности.
Список использованной литературы
1. Не забыть уроки ядерных катастроф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nuclearno.ru/text.asp?17142