Луценко Полина СЧАСТЬЯ ТЕБЕ, АНТУАН! А вы любите собираться всей семьей, устраиваться по - удобнее на ди-ван и всем вместе просматривать новый или уже полюбившийся вам фильм? Мне кажется, что это очень хорошая традиция, ведь именно в кругу семьи познаются все жизненные проблемы. Просмотренный мною фильм «400 ударов», предложенный режиссером Франсуа Трюффо, я уверенна, что никого не оставил равнодушным. Ведь проблемы родителей и детей, пора взросления, грань между детством и «взрослостью» волнуют всех и каждого. И вы думаете, что эта тема для кино слишком избита? Нет, вы ошибаетесь, так как эта тема будет актуальна сего-дня и завтра, с ней сталкивались и вчера. На «детскую» тематику существует огромное количество фильмов, и все же «400 ударов» приятно выделяется на этом фоне. Этот фильм еще на-долго останется в моей памяти. Франсуа Трюффо – человек трудной судьбы. До этого фильма у него уже были короткометражные ленте, обращенные теме нелегкого детства, на-пример «Сорванцы». И это неудивительно. Потому что в основу своего рас-сказа он положил «детскую» часть своей биографии. В фильме он рассказы-вает о себе и о переживаниях своего детства: подростком он сам попал в ко-лонию для малолетних преступников. История Антуана Дуанеля – не просто история о «трудном ребенке». Эта история о взаимоотношениях родителей и детей, учителей и учеников, героя и друзей, а главное о жизни. Антуан - мальчишка в меру послушный, мечтательный, но подвержен-ный влиянию сверстников. Его друг, наверняка такой друг был у каждого из нас, который предлагал куда более интересные занятия, чем школа, тем са-мым нередко прогуливая учебные занятия. Что хочется отметить у юного героя, так это хозяйственные качества. Сегодня не каждый мальчик, выполнит поручения матери в хозяйстве или придет со школы и самостоятельно приготовит себе обед. С полной уверен-ностью скажу, что мальчишка умный, но деспотичный, жестокий, грубый и несправедливый учитель французского языка, не хочет в это верить. И всяче-ски унижает Антуана. На юного Антуана обрушиваются все «четыреста ударов» судьбы. Он лишен домашнего тепла. Холодность неродного отца и из-за его слабохарак-терности, негативно сказываются на мальчике, так как отчим не имеет ника-кого влияния. Семейные, материальные неурядицы не позволяют родителям проникнуть во внутренний мир мальчика и попытаться понять его проблемы. Огромный недостаток семейного внимания. Мать занята только собственным счастьем и личной жизнью. Курит, в школе лицемерит. Она видит в Антуане только проблему и жалеет, что не отказалась от него еще когда он был ма-ленький. Она пытается устроить собственную жизнь, и не желает тратить время и энергию на сына. Отец дает жене деньги на белье сыну, а та их тра-тит на собственные нужды. Родители очень часто между собой ссорятся, что очень плохо влияет на характер мальчика. Нежелание взрослых заглянуть глубже мелких проступков, увидеть причину его поведения, нежелание при-нять хотя бы ту простую правду, что в большей мере виноваты они, безраз-личие и злость, вот что толкает его на воровство и обман. За украденную печатную машинку и бегство из дома его отправляют в центр малолетних преступников. Рене приходит навестить, но его не пуска-ют. Рене также без присмотра. Пока папа в командировке, мама каждый день пьет. Поэтому приходи и уходи, когда захочешь. Оба мальчишки умные и честные, добрые и хорошие, но тяжело давящая атмосфера в семье и окру-жающего мира не только не проходит бесследно, но и вынуждают на плохие поступки. Поэтому я их ни капельки не осуждаю, мне их наоборот очень жаль, их хочется приютить и подарить всю ласку и заботу, которая в тебе найдется. Когда навещает его мать, она говорит, что хотят его забрать, но бояться осуждений соседей. Поэтому его отправят в исправительную колонию, где он будет работать. Страшно и тяжело слышать, как она это говорит с улыбкой на лице. Родители решают отдать его в приют для таких же «сложных» под-ростков, внушая себе, что сделали они все возможное. Недостаток любви и семейного очага – вот главная загвоздка. Антуан страдает от равнодушия со стороны родителей. Ему просто повесили эту таб-личку – «проблемный». Но хочется задать вопрос: «Проблемный для кого? Для родителей, которым нет дела до сына? Или для учителей, которые и сами ведут себя, как звери? Юный Антуан бежит все время: от скучных школьных занятий, от дис-циплинарных наказаний, от родительского гнева, пытаясь скрыться от своих «глобальных проблем». Он бежит от самого себя, не ведая куда и зачем. Бе-жит он и в финале, к казалось бы, своей мечте. К волнам свободы. Потому что единственное, что он хочет – увидеть море. Он снова бежит, бежит с оп-ределенной целью – претворить в реальность свою мечту. И вот он пляж…море. Застыв у самой кромки льда, Антуан видит бесконечный, непо-нятный, но удивительный мир, который его ждет еще впереди. Он бежит за свободой. А море – это символ счастья, а самое главное надежды. Он бежит, бежит к морю, такому бескрайнему и свободному, к такому спокойному и небесно-синему. Я думала, что как и многие фильмы, он закончиться счастливым кон-цом. Что родители одумаются, мальчик исправиться, семья обретет счастье и лад, но заключительный кадр, который показал крупным планом главного героя, сказал чуть ли не больше, чем сам фильм. Проникновенный, бездон-ный взгляд мальчика говорит так много, оставляя только надежду. И нам ос-тается только доумевать, что же с ним будет и как повернется и сложится его дальнейшая судьба. Счастья тебе, Антуан!