ВМ-НФ Архівна версія
Нова платформа Шкільного Медіахолдингу "ВМ-НФ" 
http://zps19.at.ua/ (2018-2019 н.р.)

Рейтинг успешности

TOP-5

1 місце - Соляріс
2 місце - Дивосвіт
3 місце - Шкільна планета
4 місце - Ексклюзив
5 місце - Нью-Скіфія

Ведущий проект

Периодическое печатное издание - Журнал "Вестник Мечты". Недавно Вышел № 56! Читать >>>

Категории раздела

По ту сторону экрана - 2017 [123]
Тиждень екологічного споживача [27]
Медиатексты "ВМ-НФ" [359]
По ту сторону экрана - 2016 [142]
По ту сторону экрана [84]
Конкурс эссе и рецензий
История И.В. Старова [8]
Всё для дистанционного обучения
Русский язык и литература - Н.Ф. Погорелова [12]
Всё для дистанционного обучения

З 26 грудня 2016 р


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » По ту сторону экрана [ Добавить статью ]

Рецензия на фильм «Иваново детство»
[/r]Куцай Никита

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ИВАНОВО ДЕТСТВО»

Творчество Андрея Тарковского почти неизвестно мне. К моему великому сожалению. Да-да, к великому, потому что теперь я считаю, что многое потерял. Самое главное – потерял время, когда мог познакомиться с замечательными произведениями, совершенно необычными по своему настроению и оказываемому на зрителя воздействию. Но ведь все бывает когда-нибудь впервые. Впервые я посмотрел один из фильмов Тарковского, впервые окунулся в атмосферу «необычной» войны. Это был фильм «Иваново детство», он шокировал меня, он совершенно изменил мое представление о войне.
В картине я не увидел всего того, что мы привыкли видеть в военных фильмах: горе и слезы людей, страдания и разрушения, подвиги и сражения, гибель и смерть. Может быть, если бы все это было в сюжете, легче бы воспринималась другая война – «война» в мальчике Ване, у которого она забрала, украла все самое дорогое: семью, детство. Она заставила Ивана повзрослеть так быстро, что он воспринял это внезапное взросление как что-то обыденное, обычное. А так, по моему убеждению, не должно быть: война не должна отнимать у детей детство.
Возможно, поэтому Иван совершенно не кажется мне ребенком, моим сверстником, а иногда даже воспринимается взрослее опытных военных: его поведение, его умение вести себя в необычных для подростка условиях, его сильный характер, его речь – все «уравнивает» его со взрослыми, привыкшими принимать решения людьми. И самое главное – он научился скрывать свои эмоции. Даже, скорее, не скрывать, а держать их в «дремлющем» состоянии, как сжатую пружину, которая может в нужный момент освободиться, развернуться, и тогда выплеснется наружу вся ненависть, и этот мальчик пойдет на врага, не чувствуя ни капли страха, ни даже какого-то намека на него. Может, поэтому так трагично воспринимает он нежелание взрослых принять его в свое военное сообщество, может, поэтому плачет, когда отправляют его в Суворовское училище. Но мне кажется, что это слезы не ребенка, это слезы озлобленности на судьбу, которая не дает ему шанс рассчитаться с убийцами его родных. Я думаю, если бы он получил такой шанс, он вышел бы из этой смертельной схватки победителем. Но если бы мне задали вопрос: «Что движет Иваном? Месть? Желание уничтожить убийц своих родных» - я не смог бы ответить на него однозначно. Все в фильме Андрея Тарковского неоднозначно, все не так просто. И самое страшное, по-моему, заключается в том, что сердце Ивана закаменело, превратилось в лед (как у человека, прошедшего долгий жизненный путь и встретившего на этом пути много горя и лишений). В его сердце злоба и чувство мести превратились в совершенно обыкновенные, обыденные эмоции, его сердце спокойно, и это еще страшнее, чем прямые проявления чувств. В Иване живет только одно желание: как можно больше наносить ущерб врагу, как можно дольше воевать.
Как это сложно, как это просто!
Андрей Тарковский смог показать нам малыми средствами внутренний мир мальчика, его эмоции, его воспоминания. Фильм «Иваново детство» - черно-белое кино, однако режиссер сумел, используя только свет и тени, показать, как до войны все было светло, лучисто, радостно и как темно и трагично все в военное лихолетье. Довоенный мир – свет, военное время – тьма: разрушенный дом, от которого осталась только печь и дверь; упавший самолет с торчащей из земли хвостовой частью; деревья почти сюрреалистического пейзажа. Очень тягостное впечатление производят резкие переходы: вот Ваня смеется с мамой и вдруг – взрывы и автоматные очереди. Только что он разговаривал с матерью о звезде на дне колодца – и вдруг она лежит мертвая и совсем чужая. Вот мы видим Ваню счастливым ребенком – и вдруг он уже предстает перед нами повзрослевшим и одиноким. И мы понимаем, что перед нами человек, которому нечего терять в этой жизни, все самое дорогое он уже потерял и у него осталась в душе только ненависть к тем, кто отнял у него его семью, его будущее. Он ненавидит у врагов все! Даже момент, когда Ваня рассматривает репродукции старинных немецких гравюр, говорит о многом. Иван живет одним – местью: «Ты думаешь, я тебя не помню? Да я тебя судить буду!» Это чувство в двенадцатилетнем мальчике страшно, но оно понятно. Это чувство висит над нами, как неотвратимая судьба, когда мы слышим в отдалении немецкую речь, когда ощущаем рядом невидимого врага. Именно невидимого: Тарковский не показал в фильме фашистских захватчиков, и от этого фильм стал только выразительнее, только трагичнее.
Необычна манера съемки. Звук капающей воды, скрип двери, шорохи – все создает определенную атмосферу, погружает зрителей в события семидесятилетней давности, такие далекие и такие близкие, такие повседневные и такие страшные. Меня поразил эпизод со стариком на развалинах своего дома: он прибирался там, чтобы встретить свою убитую жену. Это ли не трагедия? И разве этого мало для того, чтобы возненавидеть войну?
Я уверен, что между Ивановым детством и «Ивановым детством» - пропасть. Детство Ивана – это горе, ужас, трагедия, а «Иваново детство» - это шедевр, это восторг (хотя я понимаю, что восторгаться такими вещами, как война, по меньшей мере неэтично). Андрей Тарковский обошел стороной наглядные картины войны, но несмотря на это явственно ощущается тот ужас, который происходит за кадром повествования (я имею в виду судьбу и ощущения мальчика). И тем не менее, каждый кадр фильма – шедевр, каждый кадр на вес золота: можно нажать «пауза» в любой момент, и полученная картина будет до того хороша, что хоть на стену вешай. А Бурляев - подросток играет так, как не каждый маститый актер может сыграть.
Я думаю, большинство моих сверстников не поймут «Иваново детство», кто-то, может быть, заснет посередине фильма, но найдутся и те, кто сумеет почувствовать то, что ощущал Иван, смогут полюбить то, что он любил, возненавидеть то, что ненавидел герой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Интернет Ресурс : http://www.kinopoisk.ru
Категория: По ту сторону экрана | Добавил: (14.03.2015) | Автор: Куцай Никита E
Просмотров: 362 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

landmarks

Проверить текст на соответствие информационному стилю - очистить от словесного мусора >>>

Перевірити текст - знайти можливі помилки >>>

Эссе и рецензии "По ту сторону экрана - 2018"

Выпуски газет

Січень 2018: Кристалл, Луч солнца, Феникс, Нью-Скифия, 220V - next, Искорка, Эксклюзив, Шкільна планета, Максимум адреналина, Орео, Солярис,

Спец-випуски - "Mediaschool - 2018" Промінь сонця, Іскорка, Дивосвіт,

Лютий 2018: Дивосвіт, Кристалл,

Березень 2018: 21 век, Нью-Сити, Луч солнца, Кристалл, 220V-next, Эксклюзив, Максимум адреналина, Искорка, Шкільна планета, Орео,

Квітень 2018: Нью-Скифия - эко-выпуск, Луч солнца, Кристалл, Дивосвіт, 220V-next, Искорка, Феникс, Максимум адреналина, Эксклюзив, Солярис

Поиск по сайту

Друзья сайта

  • Новости ПШП

    Наш опрос

    Сколько времени в день Вы проводите за интернетом?
    Всього відповідей: 44