Эссе по кинофильму Ника Бальтазара “Бен Х” Шацкой Анжелики Игоревны, 10 класс Государственное учреждение обра-зования «Гимназия г. Кобрина» Брестской области Республика Беларусь
Как часто в суете повседневной жизни мы даже не задумываемся, что среди нас есть кто-то другой, отличающийся от общепринятых стандартов. Мы бежим вперёд, не оглядываясь, не замечая важных вещей. Не живём, а проживаем жизнь. Но когда случается переломный момент, он заставляет взглянуть на всё, что мы имеем, через призму сомнения. «Что я сделала не так? Почему это произошло?» – как правило, такие вопросы поступают слишком поздно, когда уже нет пути назад. Но, как гласит народная мудрость, ”лучше поздно, чем никогда”. Я более чем уверена, что такими вопросами задавались и герои драмы Ника Бальтазара «Бен Х». Люди любят вешать ярлыки. Бен – главный герой картины – был увешан ими с ног до головы. С раннего детства врачи и родители приписывали ему то слабый слух, то плохое зрение, но самым большим ярлыком, который был навешен на этого мальчика, оказался его конечный диагноз – синдром Аспергера, являющийся одной из форм аутизма. Таких детей называют «особенными». Но хотят ли они этого? “Как только люди видят лошадь, так сразу норовят ее оседлать. А кто-нибудь слышал, чтобы лошадь об этом просила?” – рассуждает Бен, возможно, и сам до конца не осознавая, что этим умозаключением даёт меткую характеристику ситуации, в которой живёт сам. Мы уверены, что каждый из нас – личность, по-своему уникальная и неповторимая. А «дети дождя», как образно называют людей с аутизмом, ещё более уникальны и не похожи ни на кого. "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете … только одного аутичного человека" – это утверждение позволяет понять, насколько аутисты отличаются даже от себе подобных. Им нравятся абсолютно разные вещи, они по-разному себя ведут, у них разные таланты, разные интересы и разные навыки. Но мы, к сожалению, часто гребём всё и всех под одну гребёнку, что ещё больше отдаляет нас от здравого осознания ситуации. Развеять все мифы и снять ярлыки – может, это и есть путь к сближению общества? Возможно, проблематика изложенной в фильме ситуации заключается ещё и в том, что здоровый человек не в силах понять особенную картину мира аутичного ребёнка. Его представления о жизни – хрупкое царство, где любое неосторожное вмешательство приводит к непоправимому исходу. Гармоничный мир, который создал себе Бен, существует только виртуально: породистые рысаки, доблестные рыцари, сражения на мечах и прекрасные принцессы из MMORPG привлекают его значительно больше, чем мир реальный. Именно там, в виртуальном мире, юноша находит единственного человека, который способен понять его самого – Скарлайт. Ведь отношения со сверстниками у Бена не складывались никогда. Сложно сказать, как будет переносить обыкновенный человек гонения и издёвки со стороны общества, а Бен – человек дождя – просто раздавлен гнётом обстоятельств, которые в реальной жизни не отпускают его ни на мгновение. Проблемы в отношениях складываются у Бена не только со сверстниками, но и с родителями и учителями, хотя взрослые, казалось бы, желают юноше только добра. Никто из мудрых взрослых даже и не помышляет о том, что те, кого мы считаем особенными, не хотят чрезмерного внимания в свой адрес, они хотят жить, как все мы, хотят стать частью этого общества и жить в нём, не спотыкаясь о барьеры, которые вольно или невольно создаёт для них социум. «Жить равными среди равных» – вот их лозунг. Но жизнь, сыгравшая с ними злую шутку, продолжает свои эксперименты. Притеснение, насилие и унижение сопровождают этих борцов за равенство. Нежелание обратиться за помощью, борьба с самим собой и окружающими заводят ситуацию в тупик. В такие моменты и приходит, как может показаться в безвыходной ситуации, единственное решение всех проблем: «Сначала всегда кто-то должен умереть, чтобы что-то изменилось. Нет, всегда кто-то должен сначала умереть, и вот тогда все очнутся, но будет уже слишком поздно». И нередко наступает тот самый переломный и безвозвратный момент, после которого многие остановятся и задумаются о том, что же на самом деле произошло. Как жаль, что ценою этому – человеческая жизнь. Но что же делать? Как помочь тем, кто не хочет говорить о своих проблемах? В первую очередь, нужно начать с самих себя, ведь именно мы создаём наш социум и творим наше будущее. Гуманность и человеколюбие – вот что действительно важно. Приучение общества к сложностям жизни, выработка толерантности к людям, отличающимся от других, – важный этап воспитания личности. Моя страна уже на пути к успеху. Создание инклюзивного образования служит тому примером. Вот только “мастерство инклюзии” зависит от взаимодействия целого ряда участников: самого ребенка, его семьи, ближайшего окружения, инклюзивной образовательной среды. Все они – звенья одной цепи, поскольку для создания общей мозаики – успешной инклюзии – важна каждая деталь. К сожалению, проблема отношения общества к людям с инвалидностью по-прежнему актуальна. И необходимость подобных кинокартин крайне важна. Фильм заставляет задуматься об окружающих тебя вещах, проанализировать своё прошлое: ” А вдруг я сделала что-то не так?” То, что учит толерантности и указывает на проблемы современно мира, всегда заслуживает внимания. Остаётся только надеяться, что после просмотра данного фильма количество осознающих ситуацию людей в разы увеличится и наше общество начнёт делать успешные шаги навстречу “особенным” людям. Учитель русского языка и литературы ¬ – Елизарова Жанна Евгеньевна Директор гимназии – Олехнович Николай Васильевич