ВМ-НФ Архівна версія
Нова платформа Шкільного Медіахолдингу "ВМ-НФ" 
http://zps19.at.ua/ (2018-2019 н.р.)

Рейтинг успешности

TOP-5

1 місце - Соляріс
2 місце - Дивосвіт
3 місце - Шкільна планета
4 місце - Ексклюзив
5 місце - Нью-Скіфія

Ведущий проект

Периодическое печатное издание - Журнал "Вестник Мечты". Недавно Вышел № 56! Читать >>>

Категории раздела

Экспертный совет [123]
Феникс [0]
Новый город [1]
Адреналин [1]
Кристалл [1]
МАXIMUM [0]
Улыбка [1]
Солярис [6]
ДИВОСВІТ [17]
Скрепка [0]
Олімпія [7]
Энергетика [1]
КОМЕТА [4]
Лидер [20]
Эдельвейс [9]
Пятый элемент [20]
Мечтатели Next [0]
Вестник отважных [54]
Элементарно [5]
Радуга [3]
Луч солнца [9]
Город классный [0]
220 V [12]
Искорка [0]
Юный репортер [0]
Северное сияние [5]
Колорит [2]
Импульс [0]
Нью Скифия [10]
Школьня планета [5]
Психологи [4]
Воспитательный центр [35]
АRTemych [4]

З 26 грудня 2016 р


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Медиатексты "ВМ-НФ" » Экспертный совет [ Добавить статью ]

Дизайн газеты. Оформление газетной полосы

Дизайн газеты это ее лицо, и чем красивее и привлекательнее это лицо, тем больше шанс, что покупатель не просто по достоинству его оценит, но еще и захочет получить данную газету в свое владение.

Разрабатывая дизайн газеты, необходимо учитывать ряд следующих факторов:
• Аудитория данного издания;
• Его тематика;
• Наличие особых требований к оформлению газеты.

Композиционно-графическая модель призвана закрепить за газетой определенную внутреннюю и внешнюю форму, она позволяет упорядочить подаваемый материал, и в целом придать ему целостность и единство содержания.

Разработка дизайна газеты – сложная работа, призванная сделать это средство массовой информации не просто привлекательным внешне, но и удобным в чтении и восприятии информации.

 

1. Шрифт для основного текста

Газеты можно назвать современной литературой. Вся литература строится на словестных образах, поэтому основным элементом газетного дизайна является шрифт. Исследования показывают, что наиболее легко глаз человека читает шрифт с засечками, а не рубленный шрифт, который не имеет подобных элементов. Исследователи, занимавшиеся изучением функции человеческого глаза открыли, что сетчатка глаза "улавливает" засечки букв, как будто она цепляется за ручки. Глаз и , следовательно , мозг намного быстрее идентифицируют букву с засечками, нежеле без них. Наиболее важным в выборе шрифта для основного текста, является читабельность. Если печать газеты неудовлетворительна, то использование шрифта с засечками будет неразумным. В таких случаях самым подходящим будет применение красивого рубленного шрифта. Единственный способ определить наиболее удобочитаемый шрифт для основного текста - это эксперимент и отбор образцов различных шрифтов, учитывая технические возможности типографии. Возможно, вы захотите вовлечь в этот процесс и ваших читателей. Объясните им, что вы пытаетесь выбрать удобочитаемый шрифт для основного текста, и пригласите их сделать собственный выбор, поблагодарите читателей за внесенный ими вклад в это дело и представьте им ваш новый шрифт.

Используйте этот единственный шрифт для всего газетного материала. Суть в том, чтобы сделать легким чтение вашей газеты, чтобы быть последовательным и чтобы иметь код, который читатель всегда поймет. Когда читатель видит шрифт вашего текста, то он знает, что читает новости.

Никогда не применяйте этот шрифт в рекламе. Не сбивайте с толку ваших читателей, нарушая правило.

Используйте выбранный шрифт достаточно большого размера, чтобы его легко можно было читать. Традиционно в российских газетах текст печатается 8-м кеглем, однако наблюдается тенденция к увеличению размера шрифта с 9 до 9.5. Возможно увеличение или уменьшение интервала между строками для лучшей читаемости. Выбрав однажды дизайн текста (шрифт, размер, интервал), используйте его последовательно на всех полосах вашей газеты.

 

2. Стиль заголовка должен быть прост (один, два шрифта)

Остановите выбор на едином шифте для заголовков материалов, связанных с новостями. Можно выбрать другой шрифт для заголовков статей других разделов газеты. Не используйте эти шрифты для рекламы.

Для удобочитаемости возможно увеличение или сокращение межбуквенного интервала. В заголовках используйте прописные и строчные буквы. Как показали исследования человек воспринимает слова, напечатанные только заглавными буквами, намного дольше, чем слова, состоящие из больших и строчных букв. Однако если все-таки хочется использовать в заголовке только заглавные буквы, то нужно увеличить размер шрифта так, чтобы устранить все помехи, возникающие из за того, что буквы большие. Если вы берете цитату из текста, чтобы ее выделить, тогда поместите ее между колонками, так, чтобы статью можно было читать не прерываясь. В противном случае читатели вынуждены бкдкт перескакивать через вашу вставку, а возможно и вообще прекратят читать статью.

 

3. Оформление газет

Существует газетная, журнальная и книжная верстка, и каждая из них имеет свои особенности и правила. Дизайнер, работавший с газетами, не сможет мгновенно включиться в работу над книгой, не имея должного опыта; точно так же дизайнер книг не сможет без подготовки разработать дизайн журнала, если он не занимался этим ранее. Каждый тип издания предъявляет свои требования к оформлению, вытекающие из его задач и назначения, особенностей издания, полиграфических возможностей.

При верстке газеты (особенно ежедневных изданий и выходящих несколько раз в неделю) часто закрывают глаза на некоторые ошибки, например на коридоры в тексте, неудачные переносы и разрывы слов; в ежедневных изданиях или на страницах новостей, которые верстаются в последний момент, могут встречаться даже висячие строки.

Не следует считать это небрежностью верстальщика или недоработкой дизайнера. Оформление проистекает из содержания, а главная функция газеты – поставлять читателям оперативную информацию. Срок жизни газетного номера невелик – несколько дней, неделя, а потому при верстке газеты работа дизайнера фокусируется на привлечении внимания читателя к материалам (это требуется для того, чтобы купили газету).

Все остальные элементы дизайна являются, по сути, вторичными. Конечно же, важно, чтобы текст читался легко, а оформление не вызывало недовольства читателя. Но если он не купит газету, то для него вообще не будет разницы, как она оформлена. Поэтому все вопросы читабельности, удобства и другие задачи оформления решаются на стадии создания шаблонов и стилей верстки, а при работе над конкретным номером дизайнер фокусируется на привлечении читательского внимания.

Прежде всего, раз в этой главе мы говорим о газетной верстке, забудем на время слово «страница» и будем применять слово «полоса», которое традиционно используется в работе с газетами. Большой разницы, конечно, нет, но имеет смысл привыкать к устоявшимся терминам.

 

Устройство обычной газеты предельно просто. Основными ее частями являются:

  • первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, важнейший материал и/или анонсы других материалов номера;

  • последняя полоса, на которой должны быть размещены выходные данные газеты, информация об издательстве, типографии и подобные данные;

  • все остальные полосы.

Для всех полос, кроме первой и последней, нет устоявшихся традиций оформления, которым необходимо неукоснительно следовать. Конечно же, есть разница между оформлением телепрограммы и обычных статей, поэтому можно выполнить и дальнейшее деление полос по типам информации, размещенной на них:

  • информационные полосы – с различными статьями, интервью, даже с самостоятельными литературными произведениями;

  • развлекательные полосы – с кроссвордами, анекдотами, головоломками и другим подобным материалом;

  • полосы телепрограммы – название говорит само за себя;

  • рекламные полосы – содержащие рекламные статьи и объявления;

  • полосы объявлений – с различными частными и официальными объявлениями без уникального оформления (как на рекламных полосах).

Такое деление достаточно условно, поскольку в зависимости от издания те или иные полосы могут отсутствовать или на них может быть отведен фрагмент одной из полос. К примеру, в газетах развлекательного характера можно найти по несколько полос, отведенных на анекдоты и кроссворды (а то и вся газета от начала до конца). В то же время в более серьезных изданиях таким материалам отводится только часть одной из полос или их может не быть вообще.

С точки зрения дизайнера, работающего над газетой, разница невелика – независимо от того, заполняет он анекдотами пять полос или две колонки на последней полосе, он пользуется одинаковыми устоявшимися приемами оформления.

Многоколоночная верстка

Основной особенностью оформления любой газеты является многоколоночная верстка. Поскольку трудно себе представить строку длиной во всю полосу газеты, дизайнер разбивает полосу на отдельные колонки; число их зависит от формата газеты.

При верстке дизайнер примерно определяет объем статьи и соответственно отводит ей место на полосе. Высота и ширина статьи не должны резко отличаться. Считается неудачным решением, если статья занимает всего одну колонку, но растянута на бульшую часть полосы по высоте; точно так же нежелательно делать статью шириной в полосу, но с колонками в 10–20 строк высотой.

Примечание

В газетной практике есть такие понятия, как «колонка редактора», «новостная колонка» и подобные постоянные рубрики. В отличие от обычных материалов, такие рубрики часто верстаются на всю высоту полосы, но шириной в одну-две колонки. Такое нарушение общепринятых правил вызвано тем, что объем рубрики не меняется от номера к номеру (наоборот, редактор или автор подгоняет объем текста под отведенное место); остальные же материалы можно компоновать независимо, просто не учитывая одну или две колонки в данной полосе.

Заголовок статьи растягивается по ширине на все колонки, чтобы было сразу видно, что он относится ко всему материалу. Если в статье дополнительно есть подзаголовки, они верстаются отдельно в каждой колонке.

На рис. 3.1 схематически показаны различные варианты компоновки материалов и их заголовков на газетной полосе.

 


Рис. 3.1. Компоновка материалов на газетной полосе


При компоновке материалов следует учитывать, что ширина и число колонок не могут меняться от полосы к полосе. К примеру, нельзя сделать пять колонок на первой полосе и восемь на последней. Однако при размещении материалов дизайнер может вдвое (втрое, вчетверо) увеличить ширину колонок материала – так, чтобы в статье стало вдвое меньше колонок или же она оказалась сверстанной в одну колонку (по сути, вообще без колонок).

При таком кратном увеличении ширины достигается необходимый эффект, и в то же время остальные материалы на полосе не подвергаются изменениям. Однако не принято так верстать все материалы; как правило, часть полосы оставляют сверстанной обычным образом.

Чаще всего полосу делят на две части по вертикали, одну из которых верстают на обычное количество колонок, а во второй кратно увеличивают их ширину (рис. 3.2).

 


Рис. 3.2. Неправильное (слева) и правильное (справа) изменение числа колонок на странице


Ширина колонок невелика, и если некрупный подзаголовок еще можно «втиснуть» в рамки колонки по ширине, то сделать это с иллюстрацией или фотографией обычно невозможно. В таких случаях фотография верстается насквозь через несколько колонок.

Если фотография шириной ровно в две или три колонки, то выбор прост: она размещается сквозь эти колонки. Однако для экономии места ее иногда приходится уменьшать. Как ни располагай фотографию, она все равно займет одну колонку не полностью, и дизайнер должен позаботиться о том, чтобы ее размещение нанесло минимальный ущерб остальной верстке. Для этого необходимо стремиться к тому, чтобы уменьшенные фотографией колонки были максимально возможной ширины. Например, если фотография шириной чуть больше двух колонок, то ее следует разместить поперек двух колонок и «отхватить» немного от одной или двух (по обе стороны) соседних. Если же фотография занимает чуть меньше двух колонок, то ее следует поместить по центру одной колонки, и она уменьшит две соседние колонки меньше, чем наполовину. Еще проще показать такое размещение на примере (рис. 3.3).

 


Рис. 3.3. Неправильное (слева) и правильное (справа) размещение иллюстраций в колонках текста

Примечание

При многоколоночной верстке иллюстрации заверстываются посреди текста с их обтеканием текстом. Такая верстка называется глухой версткой.

Не все варианты заверстывания иллюстрации в текст используются в газетной верстке. Мы подробнее рассмотрим их в главе 4.

Если фотография, иллюстрация или врезка разрывает колонку (а надо сказать, что такое будет случаться постоянно, ведь трудно представить себе фотографию настолько узкую, чтобы она была меньше одной колонки по ширине), то текст должен продолжаться под фотографией (рис. 3.4, справа). Начинающие дизайнеры иногда верстают колонки так, что, дойдя до фотографии, текст начинается в следующей колонке сверху, а это неверно (рис. 3.4, слева).


Рис. 3.4. Схема неправильного (слева) и правильного (справа) продолжения текста при разрыве колонки иллюстрацией или врезкой


При многоколоночной верстке необходимо выполнять следующие требования (рис. 3.5):

соседние колонки должны быть выровнены по высоте (за исключением последней колонки, которая может быть короче остальных, чтобы вместить подпись автора, указание на то, что статья продолжается на другой странице, и т. д.);

строки в соседних колонках должны совпадать по высоте (одно из требований приводной верстки, которая имеет особое значение при верстке газетной полосы);

подзаголовки в соседних колонках не должны совпадать по высоте.


Рис. 3.5. Неравные по высоте колонки (слева вверху), совпадающие по высоте подзаголовки (слева внизу) и правильный вариант (справа)


В газетной верстке существует специфическое правило белого пространства, связанное с распределением пустого пространства на странице. Точнее даже будет сказать, что существуют два варианта этого правила, почти полностью противоположные.

Первый подход более распространен в русской традиции верстки. Он гласит, что на странице не должно быть пустых мест. Таким образом, например, заголовки должны заполнять всю ширину статьи, без свободного пространства по сторонам, а статьи не должны отделяться друг от друга пустым пространством, вместо этого используют тонкие разграничивающие линии (рис. 3.6, слева).

Второй подход более распространен за рубежом; в нем, наоборот, дают странице «дышать». Соответственно, вокруг заголовков допустимо и даже желательно оставлять свободное пространство, а статьи хотя и разграничивают линиями, но не стараются сдвинуть их как можно плотнее (рис. 3.6, справа).


Рис. 3.6. Плотная верстка (слева) и верстка с белым пространством (справа)


В последнее время можно заметить тенденцию параллельного использования обоих подходов; разграничение происходит сообразно тематической направленности издания. Для новостных и деловых газет характерна лаконичная, плотная верстка без пустого пространства, которая визуально подчеркивает информационную наполненность выпуска. В то же время развлекательные издания часто сверстаны более свободно, что забавно согласуется с более легковесной информацией, публикуемой такими газетами.

Однако следует признать, что в типографике не существует четких правил относительно распределения белого пространства, а потому выбор одного из вариантов целиком остается на совести дизайнера, проектирующего облик будущего издания.

Для полноты рассказа следует напомнить, что качество типографской печати многих газет оставляет желать лучшего (скорость печати оказывается важнее качества). И хотя существуют газеты с высоким качеством издания, с цветными страницами, большинство газетных изданий испытывает трудности с печатью мелких деталей и оттенков. Поэтому многие дизайнеры избегают использовать полутона (оттенки серого), мелкие и тонкие шрифты в работе.


Модульная система верстки

При верстке газеты широко используется модульная система, которая получила здесь наибольшее распространение (рис. 3.7, слева). Хотя иногда можно встретить книги, сверстанные по модульной сетке (как правило, это справочники или энциклопедии с большим количеством иллюстраций), основной областью применения этой техники все же являются газеты.

Более того, для многих газет (преимущественно рекламного характера) модульная верстка – единственно приемлемый способ организации материалов. Те из дизайнеров, кто сталкивался с версткой рекламных изданий или подготовкой рекламных макетов для них, знают, что реклама не может быть произвольного размера. Существует минимальный рекламный блок определенного размера, а все большие рекламные блоки получаются объединением минимальных (рис. 3.7, справа). Минимальный рекламный блок называется модулем, и размер всех рекламных объявлений измеряется также в модулях. Аналогично рекламные статьи или другие текстовые материалы верстаются таким образом, чтобы занимать целое число модулей по площади.


Рис. 3.7. Модульная сетка (слева) и построенные по ней рекламные объявления (справа)


Конечно же, не все полосы подчиняются такой жесткой структуре, как рекламные. Однако и при верстке обычных полос часто используется несложная модульная разметка, которая позволяет отвести на полосе место для переходящих из номера в номер материалов, для постоянных рубрик.

В качестве примера рассмотрим модульную сетку условной газетной полосы. Предположим, на этой полосе необходимо предусмотреть место для небольшого количества рекламных объявлений и разместить колонку редактора, которая будет в каждом номере. Остальное место отводится под статьи (в каждом номере они новые), а потому предсказать их расположение невозможно, и модульная сетка не будет этого регламентировать.

На рис. 3.8 показан один из вариантов компоновки материалов и модульная сетка, которая использовалась для его создания.


Рис. 3.8. Модульная сетка полосы (слева) и сверстанная по ней полоса (справа)


Обратите внимание, как расположены на странице рекламные объявления. Поскольку нет гарантии, что в следующем номере под рекламу потребуется отвести столько же места, сетка должна быть достаточно гибкой, чтобы удачно скомпоновать статьи и рекламу.

На рис. 3.9 показан пример рекламной полосы, полностью отведенной под рекламные объявления, и модульная сетка (предельно простая), использованная для верстки этой полосы. За основу модульной сетки взят тот же минимальный блок, что и в примере на рис. 3.8, однако сетка обычной полосы была несколько сложнее, поскольку предусматривала размещение текстовой информации.


Рис. 3.9. Модульная сетка (слева) и сверстанная по ней рекламная полоса (справа)


Модульная сетка не только создает удобство для размещения рекламы. При достаточной квалификации редактора и журналистов модульная сетка может облегчить труд верстальщика, ведь наиболее распространенная проблема (слишком длинный или слишком короткий материал) легко решается на стадии разметки полосы. Нетрудно вычислить объем текста, который помещается на странице или в одном модуле сетки. На стадии утверждения материалов в печать редактор может размечать модульную сетку в соответствии с объемом той или иной статьи и таким образом вовремя отдать указания о сокращении какого-то материала или подобрать короткую статью, заметку для заполнения пустого места на странице.


Особенности оформления

Первая полоса газеты сильно отличается от других, поскольку отличается представленная на ней информация. Первая полоса издания отводится под название газеты, анонсы материалов номера и, возможно, под наиболее важные новости.

При создании дизайна первой полосы следует принимать во внимание ее задачи: заинтересовать читателя статьями номера и дать ему представление о том, что же за газету он покупает. Следовательно, название и анонсы – это главное на первой полосе, и именно им отводится первоочередное место.

Главное пространство на первой полосе – это верхняя половина. Достаточно пройти вдоль газетных лотков и киосков, чтобы заметить, что очень часто газета лежит (или висит) сложенная пополам, и покупатели видят только верхнюю ее половину. Если изданию немного повезет, его могут развернуть, но если этого не случится, то будущий читатель все равно как-то должен составить себе представление о номере. Поэтому вся важнейшая информация выносится в верхнюю половину первой полосы.

На рис. 3.10 можно увидеть схему первой полосы и один из вариантов размещения материалов на ней. Обратите внимание, что верхняя половина полосы содержит всю важнейшую информацию, и, по сути, ее достаточно, чтобы покупатель составил впечатление о газете.


Рис. 3.10. Модульная сетка (слева) и сверстанная по ней первая полоса (справа)


Название газеты оформляется на стадии разработки ее стиля, и затем оно без изменения переходит из номера в номер, меняется только дата и порядковый номер текущего выпуска.

На последней полосе газеты в обязательном порядке должна быть размещена служебная информация (так называемые выходные данные). Для нее выделяется небольшой блок внизу или сбоку страницы, где указываются название издания, тираж выпуска, номер свидетельства о регистрации издания, адрес типографии и издательства, имена работавших над выпуском.

Служебная информация потому и служебная, что читателям она почти никогда неинтересна. Большинство из них никогда не будут читать адреса издательства и типографии, разве что захотят связаться с редакцией (многие газеты дополнительно указывают телефоны редакторов или журналистов прямо на полосах газеты или около каких-то статей). Поэтому никакого специального оформления выходных данных не требуется (регламентируется только их содержание), их стараются сделать как можно компактнее, выбирают мелкий плотный (но читабельный) шрифт (рис. 3.11). По той же причине выходные данные заверстывают в отдельную колонку (сравнительно редко) или полоской внизу полосы (чаще).


Рис. 3.11. Оформление выходных данных газеты


На последнюю полосу обычно выносится наименее важная информация или постоянные рубрики, не связанные с текущими событиями. Чаще всего на последней полосе газеты можно увидеть рубрики анекдотов и юмора, карикатур, гороскопов, кроссвордов, иногда – конкурсы, викторины, рубрики типа «Вопросы читателей» и т. д.

Говоря о внутренних полосах, следует иметь в виду, что их оформление в значительной степени зависит от содержания, ну а содержание может быть самым разнообразным. Полосу с телепрограммой следует верстать совершенно иначе, чем полосу с фрагментом повести, статьями или интервью. Однако некоторые общие принципы все же существуют, и мы попробуем сейчас их рассмотреть.

Прежде всего на каждой странице должна быть колонцифра, то есть номер страницы. Для некоторых полос колонцифра необязательна, например на первой и последней. Если рекламные полосы или телепрограмму оформляют отдельной вкладкой из нескольких разворотов, колонцифры на этих полосах также часто не ставят. В телепрограмме ориентиром служат названия дней недели, ну а для рекламных материалов номера страниц непринципиальны, так как отдельные полосы не связаны между собой.

Если в книгах чаще можно увидеть колонцифру внизу страницы, то в газетах она обычно выносится в верх полосы. Одинокую колонцифру трудно оформить так, чтобы она не выбивалась из оформления полосы, а потому в большинстве случаев создают колонтитул – узкую горизонтальную полосу, содержащую другую полезную информацию (рис. 3.12). Колонтитул в газетных изданиях всегда находится сверху (да и в книжных изданиях колонтитул внизу или сбоку страницы – это художественная вольность, которую дизайнеры позволяют себе достаточно редко, главным образом – при оформлении высокохудожественных изданий).


Рис. 3.12. Оформление колонтитула газеты


Примечание

Говоря о книжной верстке, мы подробно рассмотрим понятие колонтитула и его разновидности. В газетной практике это понятие упрощено и оформление и содержание колонтитула достаточно произвольно.

Какую информацию вынести в колонтитул? Кроме колонцифры, это может быть название газеты и номер выпуска – чтобы отдельную страницу можно было идентифицировать.

Если в газете материал для каждой полосы подбирается тематический, то по лосы могут иметь названия-рубрики, которые также уместно упомянуть в колонтитуле (рис. 3.13). Чаще всего такие тематические полосы повторяются из номера в номер.


Рис. 3.13. Оформление колонтитула тематической полосы


Наконец, если тематической полосой постоянно занимаются один или несколько журналистов или редакторов, то, кроме названия, можно указать контактные телефоны для читателей, желающих связаться с редакцией. Это вдвойне актуально для полос, посвященных новостям, проблемным статьям, диалогу между редакцией и читателями.

Схожим с колонтитулом элементом оформления являются рубрики статей. Если дизайн газеты предполагает такие рубрики, они ставятся около названия всех (или большинства) статей (рис. 3.14).


Рис. 3.14. Оформление рубрики газетной статьи


Важно понимать, что рубрики должны быть постоянными и встречаться в каждом (или почти каждом) номере. Введение новой рубрики должно быть обоснованным, и, опять-таки, это обязывает к ее поддерживанию. Создавать новые рубрики для каждой статьи – неверно, хотя некоторые журналисты и дизайнеры тяготеют к такой практике, используя рубрики как альтернативные заглавия статей.



Источник: http://17.59209s046.edusite.ru/p7aa1.html
Категория: Экспертный совет | Добавил: mech (15.09.2014) | Автор: 17.59209s046.edusite.ru
Просмотров: 4744 | Комментарии: 6 | Теги: Дизайн газеты, онлайн-консультация | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

landmarks

Проверить текст на соответствие информационному стилю - очистить от словесного мусора >>>

Перевірити текст - знайти можливі помилки >>>

Эссе и рецензии "По ту сторону экрана - 2018"

Выпуски газет

Січень 2018: Кристалл, Луч солнца, Феникс, Нью-Скифия, 220V - next, Искорка, Эксклюзив, Шкільна планета, Максимум адреналина, Орео, Солярис,

Спец-випуски - "Mediaschool - 2018" Промінь сонця, Іскорка, Дивосвіт,

Лютий 2018: Дивосвіт, Кристалл,

Березень 2018: 21 век, Нью-Сити, Луч солнца, Кристалл, 220V-next, Эксклюзив, Максимум адреналина, Искорка, Шкільна планета, Орео,

Квітень 2018: Нью-Скифия - эко-выпуск, Луч солнца, Кристалл, Дивосвіт, 220V-next, Искорка, Феникс, Максимум адреналина, Эксклюзив, Солярис

Поиск по сайту

Друзья сайта

  • Новости ПШП

    Наш опрос

    Какие социальные медиа Вы используете в работе?
    Всього відповідей: 54